МБОУ СОШ № 5 г. Гусиноозёрска
г. Гусиноозерск, Республика Бурятия
  • О школе

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г.Гусиноозерска
    В настоящее время педагогический коллектив разработал Образовательную программу «Базовая школа социально-экономического профиля», способствующая организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся на второй и третей ступенях обучения, обеспечивающая социально-экономическое образование учащихся.
    Школа входит в состав Муниципальной образовательной сети Селенгинского района и является наряду с другими школами города Республиканской экспериментальной площадкой. На старшей ступени обучения открыт социально-экономический профиль, а также по договору с ТУСУРом — информационный профиль. В центре довузовской подготовки учащиеся обучаются 1- 3 года и по окончании получают Свидетельство государственного образца «Пользователь ПК», «Оператор ЭВМ» или «Программист».
    В рамках образовательной программы школы разработаны и действуют целевые программы: «Одаренные дети», «Здоровье» и «Социальное партнерство». Программа «Одаренные дети» способствует интеллектуальному развитию учащихся. По данным тестирования пятая часть детей школы могут быть отнесены к одаренным, что соответствует Российским стандартам (результаты тестирования 2003 года). Работа учителя с одаренными детьми – сложный и непрекращающийся процесс, требующий от учителя постоянного роста мастерства, гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой. Реализация этой программы обеспечивает потребности и интересы детей, запросы их родителей.
    Результатом этого положения явился проект «Организация деятельности по введению требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального образования», который был разработан школьной творческой группой при поддержке Районного управления образованием, Управляющего совета школы, родительской общественности.
    Данный проект как конкурсный был представлен в феврале 2010 года на Республиканский конкурс на получения статуса Республиканской Экспериментальной Площадки по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), на котором набрав максимальное количество баллов стал победителем.
    В соответствии
    — с протоколом заседания Республиканского экспертного совета №3 от 30 марта 2010 года;
    — приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 17 февраля 2010 г.
    № 143,
    — приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 15 апреля 2010 г. № 423 « О присвоении статуса республиканской экспериментальной площадки по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» школе был присвоен статус Республиканской Экспериментальной Площадки по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
    За двадцать семь лет школа проделала много нужной, полезной, а подчас и нелегкой работы.
    Школа – типовое панельное здание, проектная мощность которого 750 человек. Школа работает в основном в одну смену, во вторую смену обучается 5 начальных классов. Режим работы школы определяется шестидневной рабочей неделей (9 – 11 класс) и пятидневной (1 – 8 классы). Начало занятий 1 смены – 8.00, второй – 14.00.
    Продолжительность каникул: осенние – 7 дней; зимние – 14 дней и весенние – 7 дней.
    Кроме того, первоклассники в феврале месяце получают дополнительные однонедельные каникулы.
    Обучение в школе ведется на основе Российской Федеральной программы трехуровневого образования:
    1 ступень (уровень) – 1-4 классы – начальное общее образование;
    2 ступень (уровень) – 5-9 классы – основное общее образование;
    3 ступень (уровень) – 10-11 классы – среднее (полное) общее образование

    История школы

    В восьмидесятые годы школа работала над сплочением ученического и педагогического коллективов, формировала многоуровневую методическую службу под руководством завучей: отличника народного просвещения Киптиковой Зинаиды Евгеньевны и учителя – методиста Фроловой Любови Федоровны.
    С 1990 года данную работу продолжает Заслуженный учитель Республики Бурятия, отличник народного просвещения Павлова Татьяна Александровна. Всего же за 25 лет существования школы завучами были, кроме вышеперечисленных, Норбоев Дансаран Норбоевич, Брянская Элеонора Александровна, Малханова Ирина Цыренжаповна, Бадмацыренова Алла Александровна, Сибгатуллина Ирина Викторовна, Калмынина Татьяна Анатольевна, Полхонова Надежда Николаевна и с 2004 года — Гуслякова Ирина Александровна.
    В начале 90-х годов педколлектив совместно с научным руководителем – доцентом БГПИ имени Д.Банзарова Пироговой Земфирой Анатольевной – разработал и защитил Программу развития школы по теме «Внутришкольная уровневая дифференциация», которая предусматривала освоение системы мер, обеспечивающих развитие личности каждого школьника на основе использования дифференцированного подхода в обучении и воспитании. В программе, по отзыву Пироговой З.А., прослеживалась тенденция конструирования учебного процесса, при котором создаются условия для предпрофессиональной подготовки, что, в свою очередь, способствует подготовке выпускников к реальной жизни. Данная работа способствовала получению устойчивых положительных результатов, а именно:
    — были созданы творческие лаборатории учителей начальных классов (Мартыновой Тамары Николаевны, Сибгатуллиной Ирины Викторовны, Бадмацыреновой Аллы Александровны, Брюхановой Инны Сыреновны), географии (Стремиловой Людмилы Алексеевны), английского языка (Петешевой Нины Васильевны), химии (Ивановой Ирины Владимировны), математики (Москвитиной Ольги Ивановны, Алтаевой Светланы Григорьевны, Будаевой Веры Дашиевны), истории (Бичукиной Валентины Ильиничны), русского языка (Григорьевой Любови Ильиничны), физики (Гусляковой Ирины Александровны и Хлебниковой Альбины Георгиевны), которые помогали существенно интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, а пять кабинетов под их заведованием были признаны в районе лучшими;
    — высокий профессионализм учителей подтвержден участием в районных и республиканских конкурсах «Учитель года». Их участниками и призерами были: Полхонова Надежда Николаевна, Стремилова Людмила Алексеевна, Иванова Ирина Владимировна, Малханова Ирина Цыренжаповна, Нимаев Жаргал Владимирович, Гуслякова Ирина Александровна, Коваленко Елена Алексеевна, Лубсанов Андрей Юрьевич, Алексеева Татьяна Викторовна, Бадмацыренова Эржэна Владимировна, Жанаев Чингис Валерьевич, Бочкарев Юрий Савельевич;
    — в конце 90-х годов школа стала опорной в районе по вопросу «Роль учебно-методического комплекса в учебно-воспитательном процессе», главным направлением работы стала тема «Структурирование и прогнозирование учебного процесса»;
    — начиная с 1997 года, коллектив обменивался опытом по внедрению программы развития на семинарах-практикумах для учителей города, завучей и директоров района, на межрайонных семинарах руководителей образования, на совещаниях заведующих РУО республики;
    — за 27 лет школа выпустила 9 золотых и 43 серебряных медалистов;
    — учащиеся школы занимают призовые места в городских турнирах по образовательным областям, районных, республиканских, зональных и всероссийских предметных олимпиадах по русскому языку (Павловой Татьяны Александровны, Григорьевой Любови Ильиничны), английскому языку (Петешевой Нины Васильевны, Яндаковой Татьяны Ширниновны), истории,праву, налоговому законодательству, краеведению и экономике (Бичукиной Валентины Ильиничны, Лубсанова Андрея Юрьевича), физике (Гусляковой Ирины Александровны, Хлебниковой Альбины Георгиевны), химии (Ивановой Ирины Владимировны, Пархоменко Валентины Иннокентьевны), черчению (Цыбикжаповой Туяны Ивановны , Бухольцевой Людмилы Александровны), технологии (Намсараева Эдуарда Геннадьевича, Цыбикжаповой Туяны Ивановны), математике (Москвитиной Ольги Ивановны);
    — учащиеся школы, начиная с первой ступени обучения, принимают активное участие в районной и республиканской научно-практической конференциях «Шаг в будущее», а также в краеведческих конференциях, становясь призерами и победителями;
    — спортсмены школы занимают призовые места в городских, районных, республиканских, зональных соревнованиях по волейболу, баскетболу и туризму (руководитель- учитель высшей категории Бочкарев Юрий Савельевич), легкой атлетике и настольному теннису (руководитель Нимаев Жаргал Владимирович, а ныне Шулунов Арсений Васильевич);
    — дети, занимающиеся в театрально-концертной студии (руководители: Самсонова Алена Валерьевна, Носкова Тамара Ивановна, Алексеева Елена Анатольевна), в хореографической группе (руководитель- Завистовская Наталья Ивановна, Ситдыкова Татьяна Николаевна), имеют призовые места в районных смотрах художественной самодеятельности, в конкурсе «Утренняя звезда».
    — более 70 % выпускников школы ежегодно поступают в вузы страны (Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Томск, Новосибирск, Москва и другие города страны).
    Педколлектив разработал и принял к реализации Программу Развития школы «Бизнес сити», цель которой «формирование гармонично развитой личности, способной ориентироваться в динамично развивающемся обществе, личности, составляющими которой являются: здоровье, интеллект, воспитанность и деловитость».

    Образование и формы обучения

    очная

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Гусиноозерска (МБОУ СОШ № 5 г. Гусиноозерска)
     Республиканская экспериментальная площадка «Внедрение ФГОС начального общего образования» 2010 – 2014 годы (приказ МОиН РБ № 423 от 15.04.2010).
     Республиканская площадка по опережающему внедрению ФГОС основного общего образования 2014 – 2019 годы
     Республиканская пилотная площадка по финансовой грамотности 2016- 2017 учебный год (приказ МО и Н РБ № 1841 от 05.12.2016).
    Актуальность ППР Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьѐзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.Будучи длительным этапом обучения каждого человека, школьное образование сегодня должно являться гарантом, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования, на основании которой должна строиться образовательная политика учреждения. «…реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения». В связи с этим школьному образованию, как самому продолжительному, отводится ключевая роль. Государственный заказ к системе школьного образования сформулирован следующим образом: «…в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению». Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. В феврале 2010 года, излагая содержание национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», экс-президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что в 21 веке «… важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
    10
    Д.А. Медведев подчеркнул, что дети будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, формулировать свои интересы и осознавать свои возможности. Задача школы – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.Каждый учащийся должен знать, зачем он учится. Результат образования – это не только знания по определенным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых ЗУНов, но и обладать личностными качествами, позволившими им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на школу, где должна осуществляться серьезная и ответственная работа по данному направлению. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными. Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
    Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики – стимулирование его активности.
    Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов. Стандарт второго поколения направлен на создание единого образовательного пространства, включающего систему требований к результатам образования, его содержания и условиям осуществления учебно-воспитательного процесса
    Вступление в силу стандарта второго поколения, разработанного с учетом последних достижений педагогической, психологической, физиологической и других наук, рассматривается нами не только как документ сегодняшнего дня, но и как документ, направленный в будущее.
    Стандарт характеризуется как согласованные требования личности, семьи, общества и государства к образовательным результатам. Планируемые результаты образования: личностные, инструментальные, предметные. Одно из требований Стандарта – обновленная структура с основной единицей – образовательная программа.
    Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы общего образования и достижения планируемых результатов.
    Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной развивающей образовательной среды. Данная среда способна обеспечить высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, а также станет комфортной по отношению как к обучающимся, так и педагогическим работникам.
    Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 5 г. Гусиноозерскастабилен и профессионален, состоит из 43педагогических работников; средний возраст педагогов43 года, средний стаж– 23,6 лет. 48% педагогов школы имеют высшую и первую квалификационную категорию. За последние
    11
    4 года десятьучителей школы сталипобедителями, призерами и номинантами различных профессиональных конкурсов всероссийского, регионального, республиканского и муниципальногоуровней. Педагогический опыт учителей распространяется на городском, республиканском и районном уровнях: за данный период опубликовано 14 статей в сборниках и СМИ с описанием опыта педагогической деятельности учителей школы. Ученический коллектив составляет 687 учащихся. Количество классов – 27, из них начальная школа – 14 классов/комплектов (333 чел.), основная школа – 11 классов/комплектов (306 чел.), старшая ступень – 2 класса/комплекта (48 чел.). Материально–техническая база школыв целом соответствует нормативным требованиям и обеспечивает реализацию общеобразовательных программ и программ дополнительного образования. В школе имеется 25 учебных кабинетов, лингафонный кабинет, компьютерный класс, библиотека с читальным залом, медицинский кабинет и процедурная, 2спортивных зала, спортивная площадка, актовый зал, столовая га 120 мест, комната - музей. Школа работает в две смены в режиме шестидневной рабочей недели - 2-11 классы и пятидневной рабочей недели - 1-е классы, что соответствует Уставу школы и требованиям нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации и СанПиН. Анализируя работу школы за предыдущие годы, констатируем, что вдостигли определенных результатов. Школа ведет активный поиск методических основ использования разных подходов в педагогической деятельности. К числу сильных сторон образовательного учреждения можно отнести достаточную теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, достаточный уровень общеобразовательной подготовки выпускников школы. В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии школы:
     Возросла конкурентоспособность ОО (успехов достигают учащиеся и педагоги школы – участники городских, районных олимпиад, научных конференций, конкурсов, смотров, соревнований);
     Эффективнее стал процесс содействия развитию личности учащихся, формировании их познавательного, нравственного, коммуникативного, физического потенциалов в связи с введением ФГОС;
     Наблюдается рост удовлетворенности родителей, педагогов жизнедеятельностью школы;
     Обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной, наукоемкой.
    Эти достижения стали возможны благодаря реализации образовательных проектов, предусмотренных Программой развития 2012– 2016гг.: эксперимента по введению ФГОС НОО, ФГОС ООО, проекта «Цвети, наш двор, цвети», проекта «Детям – заботу, школе - развитие». Проведенный при подготовке Программы анализ показывает, что школа обладает достаточным потенциалом реализации идей НОИ «Наша новая школа». Прежде всего, достаточный кадровый потенциал школы. 74,4% педагогов имеют высшее образование, 48%имеет высшую и первуюквалификационные категории; постоянно повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, имеют опубликованные научно-методические работы. Многие учителя имеют различные отраслевые награды. Школа имеет достаточную материально-техническую оснащенность, в том числе новые технические средства, позволяющие создать в школе открытую развивающую образовательную среду. Школа активно ведет инновационную деятельность, имеет статус республиканской пилотной площадки по финансовой грамотности, республиканской площадки по опережающему внедрению ФГОС ООО. Все это создает привлекательность школы, что подтверждает статус ОО среди социальных партнеров школы.
    12
    Цель Программы Реализация Программы развития направлена на достижение приоритетной цели школы в новых условиях «Создание для обучающихсяоптимальных условийпо овладению ключевымикомпетенциями, необходимыми для жизненной и профессиональной реализации в образовательно - воспитательной среде через внедрение более совершенной модели организации учебно-воспитательного процесса». Основные направления реализации Программы 1. Новое качество и новое содержание образования. 2. Развитие системы поддержки талантливых детей. 3. Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. 4. Реализация целостной системы, способствующей сохранению, укреплению здоровья и обеспечению психологического комфорта всех участников образовательного процесса. 5. Реализация системы профориентационной работы с обучающимися. 6. Развитие системы повышения педагогической культуры учителей, создание условий для реализации их творческого потенциала. 7. Развитие инфраструктуры школы. В соответствии с поставленной целью решаются задачи Программы развития школы:
     Обоснование концептуальных идей развития образовательного пространства школы, определение перспективных направлений развития и моделирование еѐ нового качественного состояния в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
     Обновление содержания образования по всем блокам базовых дисциплин и образовательных областей на основе новых образовательных стандартов.
     Отработка различных моделей индивидуального образования талантливых учащихся на основе оптимального сочетания общего образования с широким спектром дополнительного образования в здоровьесберегающей среде школы.
     Разработка и обоснование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания учащихся в условиях образовательно-воспитательного процесса.
     Повышение профессионального мастерства итворческого роста учителей на основе включения винновационную деятельность по реализации подпрограмм и проектов.
     Разработка проекта «Новое качество и новое содержание образования» в рамках реализации стандартов второго поколения и пилотной площадки по финансовой грамотности.
     Реализация Моделей: «Профориентационная работа в школе», «Профориентационная работа с учащимися по ступеням обучения» и Модель подростковой школы.
     Разработка проекта «Старшая школа. Универсальное обучение».
     Реализация проекта «На экономической волне».
     Расширение социального партнерства деятельности школы в рамках республиканской пилотной площадки по финансовой грамотности.
     Обобщение опыта работы школы и оформление результатов работы школы по реализации ППР.
     Определение перспектив дальнейшего развития школы и подготовка нового проекта и Программы развития школы.
    13
    Принципы реализации Программы Формирование стратегии развития школы как открытого образовательного пространства опирается на принципы: гуманизации, гуманитаризации, целостности, непрерывности, социальной востребованности, социального партнерства, саморазвития системы образования.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie